Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь. Село Александровка

Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь. Село Александровка
Видео
Фотогалерея

«Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенной:
из тебе бо возсия Солнце Правды
Христос Бог наш и, разрушив клятву,
даде благословение, и, упразднив
смерть, дарова нам живот вечный».
(Тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы)


Светлая и красно украшенная земля многонациональной Бессарабии. Земля эта — своеобразный перекресток, через который на запад и на восток проходили разные народы. Одни останавливались здесь только на время, а позже, окрепнув, продолжали свой путь. Другие же, осев, обрабатывали землю, пасли многочисленные стада.

В Бессарабии христианство существовало издавна, еще задолго до крещения Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром. Прошли века, и сегодня на этой благодатной земле мирно живут более сотни национальностей и народностей. В историю этого края вписала свою страницу и Свято-Рождество-Богородичная женская обитель.

Монастырь — это пристань спасения, островок истинной православной веры и благочестия, где под сводами храма непрестанно возносятся слава и благодарение Пресвятой Троице и молитвы за всех христиан, за страну нашу и за весь мир.
Радость всей вселенной возвещена через Матерь Божию рождением на земле Спасителя и Бога нашего Иисуса Христа. Божественный Сын даровал Своей Пречистой Матери земные уделы. Самые знаменитые из них: Иверия (Грузия), Святая гора Афон, Киево-Печерская лавра, Серафимо-Дивеевский монастырь.

А в наших Бессарабских краях, по промыслу Божьему, Царица неба и земли избрала Себе в удел Свято-Рождество-Богородичный монастырь вблизи села Александровка.
Здесь, в пустынном и отдаленном от мирской суеты месте, Матерь Божия зажгла неугасимую молитвенную лампаду. Пресвятая Богородица явила Свою заботу о спасении всех народов, населяющих многонациональный Бессарабский край, собирая их на молитву в Своей обители.

ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

По преданию, монастырь берет свое начало в 20-х годах XX столетия. Знаменательное событие явление Божией Матери в этом месте подтверждается архивными документами.
Первым свидетелем чудесного явления был немой пастух Фома Константинович Таджи. Вдали от села, он пас стадо овец и вдруг вблизи от себя увидел Величественную Жену.
Пастух хотел приблизиться к ней, но Матерь Божия стала невидима. Царица Небесная отверзла уста этому немому пастуху, и он рассказал односельчанам о происшедшем чуде.

...В 1924 году, в день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины (4 августа н.ст.), женщины из села Александрова пошли к месту явления Пресвятой Богородицы. Среди них была и 49-летняя Екатерина Дмитриевна Терзи, несшая крест вдовства на протяжении уже 30 лет.

Придя на указанное место, они сразу никого не увидели. Вдруг Екатерина Терзи сказала: «Смотрите, вон Женщина нас зовет», и побежала в Ее сторону. Другие женщины никого не видели, но всеже пошли за Екатериной. Однако на явившуюся Жену посмотреть не удалось. Екатерина в одиночестве стояла на коленях со слезами на глазах. Она передала им слова явившейся Женщины: «Скажи людям, чтобы веру правую держали и молились бы Богу в покаянии, а Я здесь нашла Себе удобное место. Принесите сюда освященную воду, свечи, ладан и масло — здесь будет со временем монастырь». С тех пор эта дата считается днем основания монастыря.

На другой день, 5 августа, Екатерина с разрешения властей селения поставила крест и камень на месте явления Божий Матери. И вновь она сподобилась увидеть Царицу Небесную. Пречистая обошла это место и исчезла.

Весть о явлении Божией Матери разнеслась по окрестным селам. К этому месту началось паломничество верующих. Люди приносили с собой свечи и ладан, масло, они воспевали псалмы и молитвы, прославляя Бога и Пречистую Его Матерь.

Архивные документы подтверждают, что на происходящие события обратили внимание, как духовные, так и румынские светские власти. Для выяснения обстоятельств чудесного явления прибыла комиссия, состоящая из духовенства Измаила и уездных чиновников. Почти два месяца она работала под руководством протоиерея Иосифа Белоданова.

Простой народ искренне верил в явление Божией Матери. Тысячи верующих со свечами в руках молились день и ночь в открытом поле, благодаря Царицу Небесную. Люди приносили различные пожертвования, на которые удалось построить часовню. В ней поместили иконы и совершали молебны. В настоящее время на месте этой часовни стоит Свято-Рождество-Богородичный храм.

ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ

В 1924 г., по благословению Измаильского епископа Иустиниана, на месте явления Божией Матери основали мужской монастырь под названием «Скит Иустиниана». В этом же году на месте часовни был заложен фундамент церкви, а к концу года храм построили и освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Из Измаильского Свято-Николаевского мужского монастыря сюда прибыли б монахов, а настоятелем новой обители назначен иеромонах Венедикт. Среди первых подвижников был иеромонах Авдий, несший послушание в этой обители до конца своей жизни( † 1942 г.).

В 1933 г. мужской монастырь реорганизовали в женский. Монахи вернулись в свой прежний монастырь - в Измаил, а из Варзарештского Димитриевского женского скита (Молдавия) прибыло 8 сестер. Новую женскую обитель возглавила настоятельница — монахиня Зинаида Терзиогло.

В 1936 г. их стало 24: 4 монахини, 3 сестры милосердия и 17 послушниц. Среди при нятых в послушницы была и будущая игумения Алевтина (Анна Петровна Писова).
В 1944 г. после прихода советских войск несколько монахинь вместе с настоятельницей Зинаидой (Терзиогло) ушли в Румынию. В монастыре осталось 8 сестер, новой настоятельницей монастыря стала монахиня Алевтина. В 1945 г. она, по благословению преосвященного Иова епископа Измаильского, возведена в сан игумений. Вскоре число насельниц монастыря возросло до 16 сестер.

Матушка Алевтина исполняла нелегкое игуменское послушание на протяжении 42 лет. За многие годы невзгод и тяжелых испытаний, гонений и голода монастырь, с Божией помощью, постепенно благоустраивался и духовно возрастал.

После смерти иеромонаха Авдия службы совершал игумен Сергий (Стурза). С 1942 г. и до своей кончины, последовавшей в 1955 г., нес он свое послушание в монастыре. Оба священника после долгих пастырских трудов обрели вечный покой и были погребены возле алтаря храма Рождества Пресвятой Богородицы.

ПОД СВЯТЫМ ОМОФОРОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

15 годы советской власти монастырь продолжал нести свет веры, хотя отношение государства к церкви было достаточно сложным. Расцвет антицерковной борьбы в этом крае приходится на конец 40-х и начало 60-х гг., когда активно изымались церковные ценности, уничтожались и закрывались многие храмы и обители.

В 1949 г. был закрыт и женский Спасо-Преображенский монастырь в с. Борисовка Татарбунарского района, а часть монахинь перевели в Свято-Рождество-Богородичный монастырь.

В 1954 г. Измаильскую область упразнили, присоединив ее территорию к Одесской. Монастырь перешел в ведение Одесской епархии, возглавляемой в то время Высокопреосвященнейшим архиепископом Никоном (Петиным).

Начало 60-х гг. принесло с собой новую волну гонений на Русскую Православную Церковь. Власти приняли решение о закрытии Свято-Рождество-Богородичного монастыря. Сестрам обители объявили об их выселении. Многих выписали из монастыря. Несколько раз пытались разрушить храм Рождества Пресвятой Богородицы, но Божия Матерь, Сама утвердив эту обитель, сохранила ее под Своим Пречистым Омофором от поругания и разорения. В те тревожные дни сестры монастыря скорбели и со слезами на глазах молились Защитнице и Покровительнице своей обители. Матерь Божия явила чудо от Своей иконы «Тихвинской». Лик Пречистой потемнел, а из глаз Богородицы потекли слезы. Это чудо ободрило сестер и вселило в них великую надежду на спасение обители. Рабочие, приехавшие с техникой для разрушения храма Рождества Пресвятой Богородицы, отказались исполнять полученные указания. С тех пор этот образ является особо чтимым в обители.

История монастыря сохраняет и еще одно чудесное проявление особого покровительства Божией Матери Своей обители. Матушка игуменья Алевтина особо скорбела о закрытии монастыря. Молитвенно воздыхая к Божией Матери, она однажды увидела Женщину над храмом Рождества Богородицы. Царица Небесная держала Свой Покров и говорила: «Не беспокойтесь. Монастырь этот никогда не закроется». Матушка игуменья со словами умиления упала на колени, а Женщина стала невидима, и Покров опустился на храм. Этим видением Сама Пресвятая Богородица укрепила и утешила игуменью Алевтину.

Вскоре после этого случая матушку Алевтину вызвали власти и объявили, что монастырь остается действующим, так как в Одессе закрывается Свято-Михайловский женский, и часть сестер из него переводится в Александровский. Ввиду слияния двух обителей в одну, появилась необходимость в новом, более просторном храме. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы уже не вмещала всех богомольцев и увеличившееся число сестер. Поэтому началась постройка нового храма во имя Архангела Михаила.

Матерь Божия укрывала в Своей обители многих преследуемых и гонимых за веру православную. Так, к примеру, в 1964 г. она приняла к себе на покой престарелого архиепископа Даниила (Юзвьюка). Опальный архиепископ не долго прожил в этом благословенном месте — через год Господь призвал к Себе верного Своего раба. Он похоронен рядом с могилами духовенства обители.

В монастыре несли службу многие пастыри. Упомянем лишь некоторых из них. С 1967 г. по 1978 г. пастырское служение в монастыре проходил насельник Одесского Свято-Успенского мужского монастыря игумен Алексий (Филозов). С 1969 г. ему в службе помогал игумен Иоанникий (Хорунжий), трудившийся в этой святой обители до конца своей жизни (†1996).

В монастыре с 1978 г. по 1994 г. нес пастырское послушание игумен Андрей (Машков). Будучи воспитанником Глинской пустыни еще до ее закрытия, о. Андрей являлся духовным ревнителем и подражателем Глинских старцев.

Батюшка всех обнимал своей всепрощающей любовью. Излюбленным его изречением были слова святого апостола Петра: «Будьте все единомыслены, сострадательны, братолюбивы, милосердны и дружелюбны» (1 Петр 3,8). Эти слова вырезаны на его могильной плите. Они служат своеобразным завещанием и благословением сестрам обители и посещающим монастырь паломникам. В 1987 г. упокоилась настоятельница обители игуменья Алевтина (Писова Анна Петровна). Она несла нелегкое игуменское послушание на протяжении более 40 лет, руководя монастырем с1944 г. по 1987 г. После ее смерти, по благословению правящего архиерея митрополита Сергия (Петрова), настоятельницей монастыря стала монахиня Евфросиния (Паскалова Елена Никодимовна) с возведением в сан игумений. Матушка Евфросиния продолжила дело, начатое своей предшественницей — игуменьей Алевтиной.

В жестокие годы богоборчества и гонений святая обитель была единственным островком — спасительным оазисом среди пустыни безверия юга Бессарабии. Именно сюда стекались тысячи богомольцев в поисках духовной поддержки.

Свято-Архангело-Михайловский храм уже не вмещал в своих стенах всех паломников, множество их молилось на монастырском дворе. Данное обстоятельство побудило матушку Евфросинию к строительству нового вместительного храма. В 1990 г. в монастыре началась постройка большого трехпрестольного собора в честь Святой Животворящей Троицы.

Собор строился молитвами и трудами сестер, пожертвованиями многочисленных прихожан. Матушка Евфросиния вкладывала и душу, и сердце в созидание нового собора. Постройка храма таких размеров в степи, вдали от населенных пунктов, сопровождалась большими трудностями. Настоятельница со скорбью в сердце прибегала к единственной своей надежде — Всемилостивой Царице неба и земли, Покровительнице этой Святой обители. Молитвы игумений и сестер были услышаны — Божия Матерь помогла завершить строительство собора. Но матушка Евфросиния не успела побывать на службе в возведенном храме. В 2001 году Господь призвал ее к Себе. Первая соборная молитва в храме Святой Животворящей Троицы совершилась при большом стечении народа еще до освящения нового собора во время отпевания матушки игумений. Возглавлял погребение матушки Евфросинии правящий архиерей — Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский в сослужении духовенства. Похоронили ее между двумя храмами: Свято-Рождество-Богородичным и Свято-Троицким.

После блаженного упокоения игумений Ефросиний по благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского настоятельницей обители стала монахиня Ермогена с возведением ее в сан игумений.

Матушка Еромогена (в миру — Кюлафы Ирина Дмитриевна) в 1980 году приехала в Свято-Успенский Одесский мужской монастырь. Ее приняли на послушание повара в трапезной обители. За усердное исполнение порученного ей послушания в 1992 году ее перевели в архиерейскую трапезную.

Все эти годы матушка Ермогена духовно окормлялась у Глинских старцев: митрополита Зиновия, схиархимандрита Виталия, которые в период гонений проживали в г. Тбилиси (Грузия), а в Одессе — у архимандрита Никона. 13 сентября 1984 года в тбилисском Свято-Александро-Невском храме матушка была пострижена с именем Ермогена (в честь святого мученика Ермогена, день памяти — 14 сентября н. ст.) в малую схиму (мантию). Постриг совершал митрополит Зиновий. В 1998 году Высокопреосвященнейший митрополит Агафангел наградил матушку Ермогену наперсным крестом.

Большое внимание новая игумения, в первую очередь, уделила духовной жизни насельниц обители, а их в ту пору было 75 человек. Под ее руководством в 2004 году было завершено строительство нового собора в честь Святой Животворящей Троицы. Освящение храма произошло 21 сентября — в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Торжества возглавил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский. Ему сослужили более 60 священников. На праздник приехали помолиться тысячи богомольцев. Такого стечения народа наша обитель еще не знала.

Молодая и полная энергии матушка Ермогена сумела в короткий срок совершить многое для благоустройства обители. С 2002 по 2005 год ее трудами и молитвами были возведены благолепные святые врата и ограда вокруг монастыря с угловыми башнями. Матушка игумения по благословению митрополита Агафангела сумела газифицировать обитель, проведя к монастырю 7-ми километровый газопровод. В 2005 году была построена новая пекарня (просфорня).

Матушка Ермогена разделяет с сестрами обители все послушания: она трудится и в поле, и в многочисленных монастырских мастерских.

МОЛИТВЕННАЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ОБИТЕЛИ

День в монастыре начинается со звона большого колокола в 4 ч. 45 мин., собирающего всех насельниц на молитву. После полунощницы сестры подходят к матушке игумений под благословение, и каждая из них получает свое послушание.

В монастыре главное — молитва. Каждое послушание начинается, сопровождается и заканчивается молитвой. Вечером, после трудового дня, также совершается общая храмовая молитва.

Обитель живет в основном трудами самих сестер. Они работают в родной обители с любовью. Для обеспечения жизнедеятельности монастырь располагает своим хозяйством. Под посев зерновых культур, огород, сад и виноградник в монастыре имеется 40 га земли. Все сельскохозяйственные угодья добротно обработаны и ухожены руками сестер. Имеется скотный двор, птичник и пасека. Насельницы сами пекут просфоры и хлеб, шьют церковные облачения и одежду.

В свободное от послушаний время, сестры занимаются рукоделием, плетут четки и пояса, учатся золотошвейному мастерству и разучивают церковные песнопения. В монастыре имеется библиотека православной литературы, а для ремонта книг — переплетная мастерская.

Центром монастырской жизни является Богослужение. В храме ежедневно совершаются утренние и вечерние службы. В будни в 5 часов утренние молитвы, полунощница, акафист, часы и Божественная Литургия. В субботу служба начинается в 6 часов утра, а в воскресные и в праздничные дни — в 7 часов. После Божественной Литургии служатся заказные молебны и панихиды.

Вечернее богослужение начинается в 17 часов. По окончании вечерних молитв сестры расходятся по кельям. Но есть в обители молитва, которая не прерывается ни на минуту - неусыпаемая Псалтирь — это непрестанная круглосуточная молитва за весь мир. Сестры, сменяя друг друга, молятся, поминают имена благодетелей, жертвователей монастыря, живых и умерших и всех православных христиан.

ХРАМЫ МОНАСТЫРЯ

В настоящее время на территории монастыря расположены три каменных храма:
1. Свято-Рождество-Богородичный построен в 1924 г. и реконструирован в 2006 г.
2. Свято-Архангело-Михайловский храм. Он является зимним монастырским храмом.
3. Свято-Троицкий собор с двумя приделами: во имя святого Иоанна Предтечи и святой равноапостольной Марии Магдалины. Собор имеет большую колокольню и служит летним монастырским храмом.

ОСОБО ЧТИМЫЕ СВЯТЫНИ

В монастыре имеются особо чтимые святыни:
I. Ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих:
апостола Андрея Первозванного, бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, великомученика и целителя Пантелеймона, священномученика Игнатия Богоносца епископа Антиохийского, преподобного Евфимия.

II. Образ «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» с частицей мощей этого угодника Божия. Это дар архиепископа Херсонского и Одесского Сергия (Петрова) в день освящения храма в 1969 г.

III. Групповая икона с изображением святых апостолов Петра и Павла, великомученика и целителя Пантелеймона, великомученицы Параскевы, преподобного Парфения и святой праведной Анны с частицами их мощей, привезенная со св. Горы Афон.

IV. Частицы мощей Одесских святых: преподобного Кукши, преподобного Гавриила, святителя Иннокентия и праведного Ионы.

V. Частица правой руки святого Иоанна Крестителя.

VI. Частицы мощей: 40 Севастийских мучеников, праведного Симеона Верхотурского, преподобного Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской и многих других угодников Божиих.

VII. Икона Божией Матери «Тихвинская». Сестры монастыря вместе с прихожанами возносят свои молитвы к Заступнице Усердной перед Ее особо чтимым образом, которому читается акафист каждую субботу в 6.30 утра.

VIII. Колодец Божией Матери. Монастырь Животворящей Благодатью Святого Духа напояет всех приходящих в него паломников, которые набирают воду из глубокого колодца на месте явления Божией Матери. По преданию, после явления Божией Матери в 1924 году одному из благочестивых христиан во сне было сказано, чтобы он на месте явления выкопал колодец, вода из которого будет исцелять людей. И сейчас, все, кто с молитвой и верой, пьют и омываются водой из этого колодца — получают исцеление от душевных и телесных недугов.

КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ

21 сентября
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и
Прнснодевы Марии (храмовый праздник)
День Святой Троицы
Престольный праздник Свято-Троицкого сокора (переходящий праздник)

21 ноякря
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил
бесплотных (храмовый праздник)

7 июля
Рождество честного славного Пророка Предтечи и
Крестителя Иоанна (храмовый праздник)

9 июля
Празднование иконы Божией Матери «Тихвинская»
(ОСОБО ЧТИМЫЙ монастырский окраз)

4 августа
Мироносицы равноапостольной Марки Магдалины
(храмовый праздник)

***
Сегодня двери обители всегда открыты для всех православных христиан, желающих помолиться и потрудиться во славу Божию. Монастырь радушно встречает прихожан и паломников, обремененных различными заботами и попечениями, скорбями и немощами, укрепляя Божией благодатью. Посещение святой обители дает возможность задуматься о смысле жизни, о вечности.


Адрес обители:
68713, Украина,
Одесская область,
Болградский район,
село Александровка,
Свято-Рождество-Богородичный
женский монастырь.
Тел.: (04846) 37-3-90, 37-1-96
Настоятельница — игумения Ермогена
(Кюлафлы Ирина Дмитриевна)

Источник: bg-ua.org
Фото с сайта pravoslav.odessa.net

Автор фильма «ПОД СВЯТЫМ ОМОФОРОМ» Сергей Кураев  

  • Темы
  • Комментарии (3)
  • Оставить комментарий