Житие прп. схиархиепископа Антония, исповедника

Житие прп. схиархиепископа Антония, исповедника

 

 

Источник: Православный семейный альманах «Воскресная школа», выпуск №1 (3) 2013

   

    Схиархиепископ Антоний (в миру Давид Ильич Абашидзе) родился в с. Веджины Сигнахского уезда, неподалеку от Тифлиса, в княжеской семье. Окончил юридический факультет Новорос­сийского университета (Одесса).

16 ноября 1891 года, на первом курсе Ки­евской Духовной Академии принял постриг с именем Димитрий. После окончания Акаде­мии и защиты диссертации 9 июня 1896 года рукоположен во иеромонаха. Преподавал и исполнял должность инспектора в Тифлис­ской и Кутаисской духовных семинариях.

С 13 января 1900 года — ректор Ардонской миссионерской семинарии. 23 апреля 1902    года рукоположен во епископа Алавердского, викария Грузинской епархии. Состо­ял председателем Грузинского Епархиально­го Училищного Совета, настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в Тифлисе, членом Грузино-Имеретинской Синодальной конторы, председателем комитета по заведо­ванию Археологическим музеем Грузинско­го Экзархата, возглавлял работу по изданию грузинского церковного обихода. С 4 ноября 1903     г. — епископ Гурийско-Мингрельский. С 16 июня 1905 года — епископ Балтский, викарий Подольской епархии.

20 января 1906 года назначен на Туркес­танскую и Ташкентскую кафедру. В то время общая площадь епархии составляла 1 750 000 квадратных километров, а население — более пяти миллионов человек. Южные приходы епархии граничили с Персией, Афганистаном и Китаем. Несмотря на обширность епархии, владыка с первых же дней твердой рукой по­вел церковный корабль по волнам житейско­го моря. Привнеся в жизнь епархии мир, под­линную и нелицемерную христианскую лю­бовь и благодушие, он приобрел себе в лице местного духовенства искренних помощников и сподвижников. В их числе были такие не­заурядные личности, как протоиереи Иоанн Восторгов и Александр Скальский, иеромонах Серафим (Богословский), впоследствии при­численные Церковью к лику святых. Несмот­ря на свой высокий духовный сан и княжес­кое происхождение, владыка был доступен и прост в общении. Благодатная духовная ат­мосфера, которая царила в центре епархии, вскоре оказала благотворное влияние и на периферию.

По инициативе владыки были открыты общества трезвости, работу которых он вся­чески поддерживал, показывая личным при­мером образец трезвенного жития. Была ос­нована епархиальная газета. Если с кем-либо из священников случалась беда и необходи­ма была материальная поддержка, то на этот случай работала касса взаимопомощи, хотя неоднократно и сам святитель оказывал по­мощь находящимся в нужде. Заботясь о ду­ховном преуспеянии своей паствы, он орга­низовывал Общества религиозно-нравствен­ного просвещения, члены которых прочиты­вали для народа большое количество лекций на общие и вероучительные темы. А в под­держку законоучителей добился повышения их жалования. В плане миссионерской ра­боты владыка сам произносил множество вдохновенных прекрасных проповедей, при­зывая активно участвовать в деле пропове­дования Слова Божьего не только священ­ников, но и диаконов и псаломщиков.

Была учреждена должность епархиаль­ного миссионера. Во время диспутов, кото­рые он проводил, люди стояли по 3-4 часа под открытым небом, с большим интересом внимая происходящему. Построенный тру­дами владыки кафедральный собор и Народ­ный дом, стали духовными центрами епар­хии. В 1908 г. был открыт Иверско-Серафимовский женский монастырь, на строитель­ство которого владыка отдал землю, принад­лежавшую архиерейской даче, и немалые собственные средства. Во время страшного девятибалльного землетрясения, постигше­го город Верный (Алма-Аты), утешал и обо­дрял паству, ездил по городу, поддерживая пострадавших и напутствуя умирающих.

25 июня 1912 года назначен на Таври­ческую кафедру. В своей первой проповеди на Крымской земле он подчеркнул необхо­димость соблюдения принципа соборности, призывая каждого члена Церкви к творчес­кому и деятельному участию в ее жизни. Пребывая в святом послушании любви к сво­ему епископу, как к любящему отцу, можно преодолеть те революционные соблазны, первые ростки которых уже видел святитель. Владыка активно боролся с сектантами и рас­кольниками, направляя разъездных священ­ников-миссионеров в места их компактного проживания. С любовью окормлял питомцев Таврической духовной семинарии, щедро делясь с будущими пастырями своим богатей­шим духовным опытом. По его мнению, на­стоящему пастырю необходимы навык и лю­бовь к молитве, подвижническая духовная жизнь, как зримый образец для подражания, и широкая образованность вкупе с духовны­ми знаниями. И в Тавриде святитель откры­вал Общества трезвости, много работал с ду­ховенством, находя пути к возрождению приходской жизни. Под его руководством шесть епархиальных братств объединили ми­рян в трудах любви и милосердия.

С началом Первой мировой войны свя­титель Димитрий призвал свою паству по­сильно участвовать в деле помощи фронту. Его глубоко патриотические проповеди вдох­новляли народ. Были открыты лазареты, организована помощь раненым и обездолен­ным беженцам из прифронтовых епархий. Около года владыка участвовал в боевых походах броненосца «Пантелеймон» в каче­стве судового священника. Награжден орде­нами святого князя Владимира II и III сте­пени, святой Анны I степени и св. Александ­ра Невского с мечами.

Участник Поместного Собора 1917— 1918 гг., Председатель соборного отдела «Об устройстве Православной Церкви на Кавка­зе», кандидат в члены Синода. С началом революционных гонений владыка не поки­нул свою паству, хотя был участником Бело­го движения и ВВЦУ.

В 1921 году в связи с болезнью и слепо­той правого глаза был уволен на покой и проживал в Топловском монастыре непода­леку от Феодосии. В 1922 году владыка Ди­митрий участвовал вместе со священномучеником Никодимом (Кротковым) в пост­риге и епископской хиротонии будущего священномученика Сергия (Зверева), тай­но прибыв для этого в Симферополь, за что был арестован и осужден. 11 апреля 1923 года вновь арестован и этапирован в Сим­ферополь, где с ним случился инсульт, он лишился речи и не мог писать. Был выслан в Киев, где у святынь Лавры принял вели­кую схиму с именем Антоний и стал духов­ным руководителем лаврских монахов, из­гнанных из своего монастыря. Святитель- схимник старчествовал, множество народа приходило к нему за духовной помощью, поддержкой и утешением. Его связывала ду­ховная дружба с митрополитом Анатолием (Грисюком), архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким), будущим архиепископом Гермогеном (Голубевым), священниками Александром Глаголевым и Михаилом Едлинским, преподобным Кукшей (Величко).

13   марта 1933 г. владыка вновь арестован, и два месяца провел в Лукьяновской тюрь­ме. В 1941 г. добился разрешения проводить богослужения в Киево-Печерской Лавре. Скончался 1 ноября 1942 г. и погребен у входа в Ближние пещеры возле алтаря Крестовоздвиженского храма.

Жизненный святительский подвиг, про­поведнический труд, несомненное личное благочестие, высокий духовный авторитет, мудрое старческое руководство во времена лихолетий и нестроений, прозорливость и смирение снискали схиархиепископу Анто­нию славу, почитание и любовь, как среди его современников, так и среди последующих поколений. Его духовное величие отразилось в словах: «Епископская власть дана мне не для того, чтобы наказывать, но чтобы мило­вать».

22 апреля 2012 года, в Фомину неделю, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир возглавил Божествен­ную литургию в храме преподобных Анто­ния и Феодосия Печерских Свято-Успенской Киево-Печерской лавры.

Его Блаженству сослужили: митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, на­местник Лавры; архиепископ Бориспольс- кий Антоний, председатель ОВЦС УПЦ, рек­тор Киевских духовных школ; архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр; епископ Житомирский и Новоград-Волынский Никодим; епископ Макаровский Илларий; епископ Васильковский Пантелеимон; духовенство монастыря в свя­щенном сане.

Во время торжественного богослужения был совершен чин причисления к лику местночтимых святых Киевской епархии схиархиепископа Антония (Абашидзе; ^1942). После того, как архиепископ Александр за­читал решение Священного Синода УПЦ от июня 2011 года (журнал № 21) о внесе­нии схиархиепископа Антония в святцы, а архиепископ Антоний ознакомил духовен­ство и верующих с житием святого, на сере­дину храма было вынесено его иконописное изображение, после чего Блаженнейший владыка, архипастыри, духовенство и миря­не поклонились мощам новопрославленного святого.

 

Автор: Яций Александр Михайлович

 

  • Темы
  • Комментарии (0)
  • Оставить комментарий