Перенесение Иверской иконы с Афона в Москву

21 марта 2013

Перенесение Иверской иконы с Афона в Москву

Источник: Православный семейный альманах «Воскресная школа», выпуск №1 (3) 2013

В царствование Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) Пахомий, архимандрит Афонского Иверского монастыря, в 1647 году приезжал в Москву собирать приношения в пользу афонских обите­лей. Тогда Никон, известный впоследствии патриарх Всероссийс­кий, с дозволения царского просил Пахомия снять и доставить в Мос­кву самый верный список с чудотворной Афонской Иверской иконы Божией Матери. Пахомий исполнил его желание и в следующем 1648 году прислал в Москву новонаписанную икону с экклисиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. Начер­тание сей иконы благочестивые старцы Святой Горы сопровождали молитвословием, всенощными бдениями и разными богослужебны­ми обрядами. В письме своем, присланном вместе с иконою к царю, архимандрит Пахомий писал об этом следующее.

«Как есми приехал (Пахомий) в наш монастырь, собрав всю свою братию, триста шестьдесят пять братов, и сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми моща­ми, святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богороди­цы, старую Портаитскую (т. е. Иверскую), и в великую лохань ту свя­тую воду собрали, и, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзнове­нием (верою), и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу, преподобноиноку, священнику и духовному отцу, господину Ямвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и свя­тые мощи с красками, написать икону. (Далее сообщается, что иконо­писец только в субботу и воскресение употреблял пищу, а братия дваж­ды в неделю совершала всенощные бдения и литургии). И та икона (новонаписанная) не разнится ничем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом — только слово в слово новая аки старая».

Посланные со святою иконою прибыли в Москву 13 октября 1648 года, и у Воскресенских ворот Китая-города царь со всем сво­им семейством, патриарх Иосиф, духовенство, синклит, бояре и несчетное множество народа всякого возраста и звания с великим благоговением встретили изображение Богоматери, принесенное из далекой священной страны.

Где была поставлена эта икона по принесении ее в Москву, дос­товерно неизвестно. Полагают, что царица Мария Ильинична взяла у Никона эту икону себе и поставила ее или в своей домовой церкви, или же в образной комнате. В 1654 году эта икона торжественно провождена была из Москвы в воинский поход против поляков.

«Того ж месяца мая в 15 день, — говорят Дворцовые Разряды, — госу­дарь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси отпустил с Москвы в Вязьму чудотворную икону Пречистой Богородицы Иверской, которая принесена в царствующий град Москву из Царя-града, от Пар- фения, патриарха Цареградского (т. е. из Греции, при тогдашнем патри­архе Константинопольском Парфении) — 1647-1650 гг., а за тем обра­зом (т. е. для сопровождения его) отпустил государь в Вязьму Корнилия, митрополита Казанского и Свияжского (и с ним трех архимандритов да трех игуменов). А из соборной церкви (т. е. из Успенского собора, куда Иверская икона была принесена вероятно перед самым отправлением ее) образ Пречистой Богородицы до монастыря Пречистой Богородицы Донской провожал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси, да святейший Никон, патриарх Московский". По возвраще­нии из похода эта икона снова поставлена была в палатах царицы, и о ней более уже нигде в исторических известиях не упоминается.

Где же в настоящее время находится эта св. икона? — Есть основа­ние думать, что она обретается в Московском Новодевичьем монастыре, на южной стене соборной церкви. В этом удостоверяют многие признаки этой иконы, а также и истори­ческие соображения. По всей вероятности от царицы Марии Ильиничны эта икона перешла к дочери ее царевне Софии, которая пострижена была с именем Сусанны в Новодевичьем монастыре, а скончалась схимонахинею опять с именем Софии 7 июля 1704 года; гробница ее стоит у той же полуденной стены собора, на которой находится и икона.

Что же касается известной глубокочтимой Московской святыни — Иверской иконы в часовне у Воскресенских ворот, то по словам преосвященного Сергия, архиепископа Владимирского, ее нельзя признать за Афонский список, принесенный в 1648 году в Москву.

  • Темы
  • Комментарии (0)
  • Оставить комментарий