Иверская икона Божией Матери в часовне Воскресенских ворот в Москве

21 марта 2013

Иверская икона Божией Матери в часовне Воскресенских ворот в Москве
Фотогалерея

 Источник: Православный семейный альманах «Воскресная школа», выпуск №1 (3) 2013

О начале и происхождении Иверской иконы Богоматери в часовне при Воскресенских воротах в Москве достоверных известий не сохранилось. С 1842 года некоторые писатели без достаточных оснований стали утверж­дать, будто это — та самая икона, которая в 1648 году была прислана с Афона в Москву патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу. Но с этим мнением согласиться нельзя, потому что Иверская икона, находив­шаяся в Воскресенской часовне, по размерам своим значительно больше подлинной Афонской Иверской иконы, которая находится в Афонском Иверском монастыре. А между тем, как видно из письма архимандрита Пахомия к царю Алексею Михайловичу, присланная с Афона в Москву икона не разнится ни в чем от Афонской — ни шириною, ни длиною, ни ликом. Есть и другие важные основания, по которым нельзя считать Мос­ковскую Иверскую икону у Воскресенских ворот за ту самую, которая была прислана в 1648 году с Афона.

Иверская часовняу Воскресенских ворот, в которой находится упомя­нутый чудотворный образ, издавна принадлежала Николаевскому Пере­рвинскому монастырю. Ученый составитель истории этого монастыря, при­надлежавший к Перервинской семинарии и пользовавшийся архивом, в то время еще не расхищенным от неприятелей, писал об Иверской иконе в начале XIX столетия: «Как и когда сей образ в помянутой часовне обрелся, того не известно».

Преосвященный Сергий, архиепископ Владимирский, также проводил исследование об этой иконе по рукописным памятникам XVII века в архи­вах Москвы. Но и он пришел к тому заключению, что Иверская икона в Воскресенской часовне неизвестно кем и когда поставлена. При своих ис­следованиях он с несомненностью убедился только в одном, что эта икона не есть список, присланный с Афона царю Алексею Михайловичу в 1648 году.

«Но это обстоятельство, как говорит преосвященный Сергий, конечно, не умаляет священного достоинства и славы самим Богом прославленной св. иконы. Неизвестно для нас начало и самой Афонской Иверской иконы. Мы знаем, что она в IX веке по Р. Хр. была достоянием никейской вдови­цы, но кем, когда и где она написана, это ведает один Бог. Скажем более. Часто благодать Божия проявляется там, где ее и не ожидают. Часто Гос­подь для проявления Своей славы избирает людей не знатных и славных, но худородных и уничиженных (1 кор. 1, 26-28). Подобное бывает иногда и со св. иконами. Казанская икона Божией Матери обретена в земле, на месте, где стояла печь в доме стрельца. Список Казанской иконы Божией Матери в Тобольске немало времени стоял на паперти церковной в чулане лицом к стене и потом дивно прославлен Богом. Грузинская икона Богома­тери, прославившаяся в 1654 году во время чумы в Алексеевском москов­ском монастыре, долго пред тем стояла в стене между церковною утварью. Калужская обретена под кровлею (на чердаке) частного дома. «Кто уразу- ме ум Господень, или кто советник ему бысть» (Римл. 11, 34). Прославле­ние же св. икон присвоением им того, что к ним не относится, не благо- угодно Богу. Он Сам всесилен в проявлении Своей славы там, где это Ему благоугодно. Он Сам прославил и святую икону Вратарницу Московскую не менее, чем самую Афонскую».

Иверская часовня у Воскресенских или Неглиненских ворот, как видно из документов Перервинского монастыря, построена около 1656-1660 годов для сбора добровольных пожертвований на монастырь. Можно пред­положить, что около этого времени был поставлен в этой часовне и список с Иверской иконы Богоматери.

 Икона эта с давних времен пользовалась великим почитанием и усер­дием со стороны жителей Москвы и ее окрестностей. Об этом ясно свиде­тельствует обилие жертвованных к ней привесок. Так, например, в по­ловине XVШ столетия, с 1747 по 1754 год, с нее снято привесок: рубле­виков, полтинников, гривенников и медалей 18 фунтов, 13 золотников серебра, да привесных червонцев 71. Кроме монет и медалей обыкно­венно привешивались кресты, кольца, перстни, серьги, украшенные кам­нями и жемчугом, портреты и изображения болящих членов тела.

В 1812 году, во время нашествия французских войск, Иверская чудотворная икона была вывезена преосвященным Августином, уп­равлявшим тогда Московскою епархией во Владимире. В записках бывшего в то время настоятелем Перервинского монастыря архи­мандрита Лаврентия сообщаются об этом следующие подробности: «Первого числа сентября в воскресение, в 12 часу вечера преосвя­щенный Августин получил письмо от главнокомандующего в Моск­ве графа Ростопчина о том, что по причине нечаянного решения князя Кутузова отдать столицу неприятелю, объявляется преосвя­щенному Высочайшее повеление немедленно выехать из Москвы по Владимирскому тракту, взяв с собой три иконы Божией Матери: Владимирскую, что в Успенском соборе, Иверскую и Смоленскую. Преосвященный тотчас послал секретаря своего в Успенский собор за Владимирскою иконою; икона Смоленская была уже вывезена преосвященным Иринеем, епископом Смоленским; а за иконою Иверской преосвященный послал меня (т. е. Лаврентия). Я при­ехал в часовню хотя и в ночное время, однако застал там многих, то выходящих, то входящих в часовню для поклонения чудотворной иконе; а горящие в лампадах свечи разливали яркий свет вдоль са­мой улицы. Посему, чтоб неприметно оную икону, так сказать, скрыть от молящихся, приказал я бывшему тогда иеромонаху Исаа­ку облачиться в священническую одежду и перенести икону в пред­шествии зажженной свечи с пением псаломщиками богородичных стихов в кельи монашествующих, сказывая другим, что икона по­дымается для болящего, как то обыкновенно бывает, а на место оной поставить список с той иконы, что беспрепятственно от народа и было исполнено. Икона, по принесении в кельи, положена была в приготовленный ящик и отправлена в дом преосвященного. В ночь сию кажется весь город находился в беспрестанном движении; а за­рево с Можайской стороны освещало до половины неба, так что на улицах от него было светло. По возвращении моем в дом преосвя­щенного, икона Владимирская была уже привезена».

Преосвященный Августин с обеими иконами отправился из Москвы в 2 часа утра 2 сентября в понедельник по Владимирской дороге и 10 сентября прибыл в Муром. По получении известия об оставлении неприятелем Москвы, он 23 октября опять прибыл во Владимир, а 27 числа свв. иконы торжественно провождены из сего города обратно в Москву.

Оставленный в часовне список с настоящей иконы, сделанный в 1758 году и богато украшенный, пропал и по выходе неприятелей из столицы в часовне все оказалось обезображенным. По обновле­нии ее сделан был новый список с Иверской иконы, который также пользовался большим почитанием богомольцев. Список, увезенный во Францию, был найден в Париже в начале XX века (см. Иверс- кая-Парижская икона Божией Матери).

Празднование Иверской иконы Божией Матери в Иверской часовне совершалось 12 февраля и еще во вторник Пасхальной сед­мицы. С вечера в часовне отправляется всенощное бдение, а в са­мый день праздника служился молебен с водосвятием и акафистом. Братия Иверской часовни ежедневно вечером совершали молебны Богоматери, и в это время бывало большое стечение молящихся. Верующие часто брали эту св. икону в свои дома, и с этою целью она каждодневно с утра до вечера бывала возима в особо устроенной карете по улицам столицы и ее окрестностям, а в часовне на это вре­мя оставался список с нее.

 В Москве существует немало устных сказаний о случаях чудес­ной помощи от Иверской иконы Божией Матери. Свидетельством этих благодатных знамений милости Божией, явленных от чу­дотворной иконы Владычицы, служили привески из драгоцен­ных металлов с изображением различных частей тела. Привески эти приносились или лицами, исцеленными от тяжких болезней, или, по примеру их, лицами, желающими получить исцеление. Подробное описание многочисленных чудес от Иверской иконы Богоматери находилось в рукописной книге, хранившейся при часовне.

После переворота 1917 года в 1929 году часовня была разруше­на. Разрушение Иверской часовни стало самой большой потерей ве­рующей Москвы в «год великого перелома». В городе и стране, где почти три столетия благоговейно поклонялись Иверской «Матуш­ке», официальные издания состязались в кощунствах по адресу свя­тыни. Однако во многих странах, где обитали русские эмигранты, это событие объединило верующих людей. Для них Иверская ча­совня и Вратарница Московская были символами национальной судьбы. За тысячи километров от Москвы, на разных концах земли русские люди пожелали воздвигнуть точные копии московской ча­совни.

В 1931 году Иверская часовня была заново воздвигнута, но уже на земле братской православной Сербии. Русские беженцы постро­или в Белграде часовню — точную копию московской.

Святейший Патриарх Сербский Варнава и русское духовенство, оказавшееся в эмиграции, испросили себе в благословение в 1931 году с Афона список с чудотворной Иверской иконы Божией Мате­ри. И, как много лет назад, список с Иверской Вратарницы для этой часовни, ставшей одной из святынь Белграда и всей Сербской зем­ли, сделали афонские иноки. Собор духовенства торжественно встре­тил святыню, после чего вся процессия с пением акафиста Божией Матери прошла через весь Белград до Иверской часовни, воздвиг­нутой на Новом кладбище.

 С тех пор на протяжении более семидесяти лет этот святой об­раз укрепляет страждущих, исцеляет больных, напутствует отходя­щих в жизнь вечную. Во время войны в освобожденном от фашис­тов Белграде перед вратами Иверской часовни совершили первое отпевание и захоронение русского воина.

В 1933 году Иверская часовня появилась на другом конце зем­ли, в далекой Маньчжурии. После разрушения московской Иверс­кой часовни православные русские люди, жившие в Харбине, ре­шили воздвигнуть в ограде Свято-Никольского собора точную ее копию. В часовню впоследствии перенесли из харбинского вокзала знамениты— как называли его китайцы.

Харбинцы очень почитали Иверскую икону Божией Матери, недаром они построили и освятили в 1907 году прекрасную церковь в ее честь. В этом храме на арочных сводах были начертаны многие имена воинов, погибших в русско-японскую войну 1905 года, в пер­вую германскую и в гражданскую.

Во времена китайской «культурной революции» в августе 1966 года хунвэйбины разрушили до основания Иверскую часовню вме­сте с собором. Все иконы, находившиеся не только в часовне, но и в других храмах города, были сожжены.

В октябре 1995 года православная Москва во второй раз за свою историю торжественно встречала Иверскую икону, принесенную, как и прежде, с Афона.

В восстановлении главных ворот древней Москвы (Воскресен­ских) и Иверской часовни, под сенью которой находится отныне Вратарница Москвы, видится знак завершения огромного этапа истории России.

Из древних центров Православия приняла Русь христианство, соединив в себе благодать всех Жребиев Божией Матери, но про­изошло это именно через Иверский Лик. Сегодня мы видим, как в конце XX— начале XXI века Сама Божия Матерь духовно соединя­ет и освящает благодатной силой чудотворных списков Иверской Вратарницы всех, исповедующих православную веру.

  • Темы
  • Комментарии (0)
  • Оставить комментарий