В христианство не играют. К 100-летию со дня преставления святого праведного Александра Вологодского

26 марта 2013

В христианство не играют. К 100-летию со дня преставления святого праведного Александра Вологодского

Ровно 100 лет назад, 10/25 марта 1913 года, в тихой провинциальной Вологде было непривычно многолюдно и непривычно же для такого многолюдства торжественно и спокойно. Из разных мест России собрались тысячи людей для того, чтобы проститься с умершим священником Александром Баданиным. Когда умирает человек, проведший жизнь с Богом, день его похорон, как замечают многие, не наполнен безысходной скорбью и горем. Наоборот: есть, конечно, печаль, но печаль эта светлая, соединенная с надеждой на молитвы ушедшего к Богу и с верой в его святость.

100 лет прошло – целый век, и за это время, принесшее России горы страданий и моря слез, многие потомки тех, кто прощался с отцом Александром, смогли не только убедиться в силе молитв и заступничестве святого, но и в радости, которую приносит жизнь по заповедям Евангелия.

Когда в Вологде гостил святой праведный Иоанн Кронштадтский, он часто говорил приходившим к нему за советом и молитвой людям: «У вас есть свой молитвенник – к нему обращайтесь: к отцу Александру Баданину!» Вряд ли отец Иоанн, всероссийский пастырь, отказывался от молитвы за других людей – думается, он призывал их быть повнимательнее к священникам собственной земли, присмотреться к их жизни.

О жизни святого праведного Александра Баданина мы беседуем с протоиереем Алексием Сорокиным, настоятелем вологодского храма во имя праведного Лазаря Четверодневного, ректором Вологодского православного духовного училища.

– Отец Алексий, что отличает служение отца Александра Баданина?

– Скорее не отличает, а показывает нам, каким должно быть настоящее служение Богу. Духовные дары, которыми обладал отец Александр: молитвенность, прозорливость, утешение, – это, я думаю, следствие искренности его служения. Любая добрая христианская жизнь, то есть жизнь по заповедям Христа, приводит человека в Царствие Божие. Этим, кстати, и объясняется та светлая печаль и радость, которую мы испытываем, когда прощаемся (или общаемся) с праведниками. Будь то учитель, священник, полицейский, банкир или еще кто-нибудь – если человек во главу угла своей жизни ставит следование Христу, то Господь не оставляет такого человека без Своей благодатной помощи. У каждого свой путь к Богу; отец Александр достойно прошел путь священника. И как достойно! Сам образ жизни и служения отца Александра является добрым примером для пастырей – настоящих и будущих – это я говорю как ректор духовного училища.

Священник твердо верил в то, что жизнь без Христа ведет к смерти и таковой уже является задолго до гроба, в то, что только легкое бремя заповедей Христа имеет живительную силу – об этом он говорил людям, приходящим к нему за помощью, советом. Отсюда, из его веры, – и бескомпромиссность отца Александра в следовании Христу.

– Бескомпромиссность?

– Да. Понимаете, он не заигрывал с миром, не пытался «приспособить христианство к новым требованиям времени». Батюшка просто всерьез относился к Православию и Церкви. Конечно, он не мог не переживать за состояние духовного образования, за церковные нестроения, видел в них огромную опасность для духовной жизни нашего народа. Как показала практика, совершенно справедливо. Например, священник призывал к тому, чтобы с малолетства дети знакомились с житиями святых, считая, что это раннее знакомство с ними – условие добропорядочной и добродетельной жизни человека. Однажды он встретил в Вологде тогдашнего обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева и вступил с ним в разговор. Отец Александр говорил горячо и долго, говорил искренно, не страшась за слова правды, говорил и о непорядках церковной жизни, указывал недостатки во взглядах самого Победоносцева. «Россия читает, и скоро будет читать вся. Невозвратимо важный исторический момент, переживаемый Россией. Как в жизни ребенка, первое, что видит и слышит он, имеет решающее влияние на всю его жизнь, так истово и в жизни многомиллионного народа. Что будет читать этот колоссальный младенец ныне, то он будет и в близком будущем. Скажи мне, что ты читаешь, что ты любишь читать, и я скажу, кто ты, и не только ты, но и друзья твои. И не теперь только, но и в будущем, и даже каков род от тебя произойти имеет. История народов воочию доказывает эту правду. “Мне бы Божественного чего почитать”, – слышится еще от дельных и лучших из народа. Пока живо это в сердце народа, привейте к живому жизнерадостное чтение житий святых, Четьих-Миней, и непременно на церковном языке. И хотя бы целый сонм восстающих восстал против сего, ни на что не зрите и ничтоже сумняся совершите это великое дело. Последствия его в веках, перспектива в вечности. Хотя исподволь устраните те книги, которые хотя отчасти и полезны, но вредны тем, что разбивают цельность направления, расслабляют сосредоточенность внимания и драгоценную, паче видимой пользы, ценность коренного истинного православного мировоззрения. Дайте отпор этой, хотя тихой, но опасной, замаскированной деморализации народа…» – это строки из письма отца Александра К.П. Победоносцеву, эти же слова отец Александр говорил обер-прокурору Святейшего Синода и при встрече.

– Что было следствием этой встречи?

– Несмотря на просьбы обер-прокурора, батюшку наказали – на две недели отправили в монастырь на богомолье. Проявили усердие, так сказать. Но, не проявив усердие в действительном просвещении народа, получили следующие 70 лет, о которых нет нужды говорить подробнее, я думаю. Однако и сегодня слова отца Александра злободневны: мы должны уметь и любить читать (и смотреть и слушать – XXI век все-таки!) то, что созидает душу, а не разрушает ее. Урок духовной безграмотности века XX-го не должен пройти незамеченным Церковью.

Не заигрывал отец Александр с миром. Еще один случай очень для него характерен. Бывая у вологжан, он держал себя как истинный пастырь; когда было необходимо, он обличал и словом и делом. Во время Рождественского поста, в праздник святителя Николая, он заехал в дом высокого чиновника. Тот был именинником, по этому случаю у него были гости, в числе их архиепископ Вологодский. На столе были поставлены вина, яства разные, в том числе и скоромные. Гости сидели в другой комнате. Вдруг послышался звон посуды: это отец Александр бросал под стол тарелки со скоромными яствами: туда полетели ветчина, сыр и прочее. Сделав это, он своим звучным тенором запел вместе с диаконом «Правило веры и образ кротости…». Хозяева, кстати, не высказали своей досады по поводу поступка священника – они получили хороший урок на будущее: не нарушать церковного устава о посте. То есть их, как людей церковных, священник призывал относиться к Церкви всерьез – как относился и он сам.

– Если следовать этому правилу нашим современным священникам, то большинство нынешних мероприятий «с высокими гостями» обречено на «ветчинно-яичное уничтожение»?

– Думаю, в этом случае слова игумена Никона (Воробьева) вполне актуальны: «В такие дома, где в пост намеренно предлагают скоромное, нечего и ходить». Нельзя играть в христианство – отец Александр Баданин учил нас серьезному отношению к собственной вере и Церкви. Все есть в Церкви для того, чтобы мы обладали «мерою утрясенною, нагнетенною и переполненною»[1], чтобы мы, несмотря на различные испытания и скорби, были счастливы. Для чего же глупые игры с миром?

– Кстати, об испытаниях и скорбях. Даже представить себе те скорби, которые переживал отец Александр, и то жутко. Страшная болезнь, издевательства учеников (в духовном училище), смерть любимой дочери, бедность – как можно выдержать все это, да еще с благодарностью Богу, да еще людям помогать быть к ближе к Христу?

– В вопросе и ответ: правильное, христианское восприятие страданий делает самого человека другом Божиим. И, напомню, именно кротость Баданина помогла многим ученикам духовного училища исправиться – большинство из них вспоминали своего учителя с благодарностью и благоговением. Скорби, воспринимаемые по-христиански, помогли отцу Александру стать пастырем, умеющим и стремящимся помочь всем приходящим к нему за помощью. Будь то семейные неурядицы или пьянство, другие жизненные испытания и трагедии – люди знали, что в отце Александре они всегда найдут помощника и молитвенника в их преодолении.

– К лику местночтимых святых Александр Баданин причислен в 2000 году. Знают ли о святом в Вологодской епархии?

– Дни памяти святого праведного Александра – 9/22 февраля (день прославления) и 10/23 марта (день преставления) – торжественно отмечаются как в Лазаревском храме Вологды, так и в духовном училище. Конечно, о нем знают на земле Северной Фиваиды. Могилка праведного на Горбачевском кладбище Вологды никогда не была забыта народом – еще в годы советского лихолетья здесь молились вологодские архипастыри. Говорить о многочисленных чудесах, совершаемых по молитвам праведного Александра, можно много. Но мне кажется, что главное чудо – это христианское просвещение нашего народа. Очень надеюсь на помощь нашего святого.

С протоиереем Алексием Сорокиным
беседовал Петр Давыдов
pravoslavie.ru

  • Темы
  • Комментарии (0)
  • Оставить комментарий