Чем больше возрастает в мире зло. Слово на Пассии. Евангелие от Марка

09 апреля 2013

Чем больше возрастает в мире зло. Слово на Пассии. Евангелие от Марка

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Поклонение Кресту Христову — Божия и наша победа над диаволом, а значит и над всем грехом, и над смертью. Слушая каждый год подробности описания страданий Христовых, мы должны задуматься о том, как велика сила зла, действующего в мире. И как то, что происходит со Христом, имеет отношение к каждому из нас. Зло хочет уничтожить нас и навеки погубить. После того как человек отпал от Бога и подчинился злу и смерти, он подпал под власть диавола.


Мы призываемся в подлинной мере увидеть, что зло всегда измеряется участием в нем диавола. Так было с Христом в Его земной жизни. С самого рождения сатана ищет погубить Богомладенца руками Ирода. И потом — с первых лет жизни Христа в Назарете до выхода Его на служение роду человеческому — лукавый внимательно наблюдает за Ним, ожидая подходящего момента. После Крещения Иоаннова, когда Господь постился в течение сорока дней в пустыне, диавол приступает к Нему, искушая Его земным царством. Будучи посрамленным, он не успокаивается. Если ему не удалось достигнуть желаемого своими силами, он попробует осуществить свои намерения через людей. Он воспользуется надеждой богоизбранного народа, который видит в Христе ожидаемого политического мессию и в своих ложных упованиях готов сделать Его царем. Сатане удается проникнуть даже в ряды учеников Христовых, когда через Симона Петра он убеждает Христа отказаться от пути Креста. И чем дальше идет Христос по Своему пути, тем больший ужас охватывает диавола и все его царство, сознающих бессилие и невозможность сокрушить Господа.

Но когда наступила судьбоносная пасха, сатана не мог поверить от радости новому повороту событий. Один из ближайших учеников Христа, Иуда, согласился с сатаной, что Христос должен утверждать земное царство с его ценностями. Христос, разумеется, знал об этом, но как будто не предпринимал ничего, чтобы противостоять замыслам Иуды. Господь перестал явно обнаруживать Свою попаляющую диавола силу, а Его сердце неусыпающий взор сатанинской злобы не мог видеть. Единственное, что мог видеть сатана, это трепет и ужас Христа перед предстоящими страданиями, и он подумал, что возможно ему победить Господа. Пусть у Христа еще оставалась страшная связь с Богом Отцом, но наступало время, когда эта связь, казалось, ослабевала. Как бы там ни было, решает сатана, если уж Христос не будет земным царем, пусть Он умрет, пусть Он уйдет в Свои небеса. По крайней мере, Его не будет больше на земле.

«Теперь ваше время и власть тьмы», — говорит Христос иудейским первосвященникам, и сатана в злобной радости подтверждает это. Ему нетрудно было поднять против Христа иудейские власти, потому что они давно уже сделали выбор в пользу того, что для них важнее, чем Христова любовь. Сатане удалось внушить иудеям, что если они будут следовать этой любви, придут римляне и не дадут им поклоняться Богу, как они хотят. И они взяли Христа, осудили Его за богохульство и приговорили к распятию. Теперь очередь была за Пилатом. «Еще одна смута у этих иудеев — и римский император лишит тебя твоего прокураторства», — нашептывал ему сатана. И хотя Пилат был убежден в невиновности Христа, боясь за себя, он предал Его на распятие.

Перед нами — явление всего зла, какое есть в мире, которое совершается через людей. Через людей, занимающих разное положение в церковном и светском обществе и служащих сатане. Мы знаем все подробности того, что произошло тогда в Гефсимании и на Голгофе. Место, где был распят Господь, называется Голгофа, «краниево место», «место, где черепа». Там обычно совершались казни преступников. Во всех отношениях Он с беззаконными вменился, и Его прибили гвоздями ко Кресту. Совершилось страшное зло, которое мы не можем постигнуть, и каждая подробность этого злодеяния открывает новую глубину бездн сатанинских.

В обычае было давать приговоренному к смерти вино, смешанное со смирной. Оно было горьким и должно было затуманить сознание умирающего от боли. «И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мк. 15, 23). В другом Евангелии мы читаем: «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Мф. 27, 34). Христос вкусил его, приняв и эту горечь. Но не захотел пить, показав, что Он не нуждается в облегчении такого рода боли. Перед лицом смерти Господь был в наготе, как в час Крещения, и об одежде Его воины метали жребий, кому что достанется, делая забаву из Его страданий. Над головой распятого Христа была надпись Его вины: «Царь иудейский». Пилат хотел посмеяться над Ним, как над шутовским царем, а может быть, над иудеями, которые не заслуживали лучшего царя.

Христа распяли между двух разбойников, посередине — как худшего из трех. Зрители Его страданий, вместо сочувствия, всячески оскорбляли Его, усугубляя Его страдания. Проходящие злословили Его, кивая головами. Теперь они выражали свое предельное отвращение к Нему и возмущение Им. Наученные первосвященниками, они насмешливо кричали: «Э! Разрушающий храм, и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди со креста». И распятые с Ним поносили Его.

Мы должны обратить особое внимание на то поругание, которому подвергся наш Господь. Сами мучители увидели в себе такие глубины зла, о каких никогда не подозревали. Первосвященники — те, кто был избран из всех людей для служения Богу, те, кто должен был являть пример сострадания к умирающим в муках, — «насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти». Если Он такой Всемогущий и так угоден Богу, пусть сойдет с Креста. Если бы они увидели это, если бы они увидели победу земного царства, торжество внешней силы, они, конечно, уверовали бы в Него.

Совершается осквернение величайшей святыни. Перед самым распятием Пилат, желая угодить римским воинам — веселым, пьяным от зла, которое они вкушают, — предает им Господа на поругание. Воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк. Здесь они дали себе волю издеваться над Господом как над царем. В дни торжеств цари облачаются в одежду багряного или алого цвета, и они одели Его в багряницу. Цари носят на голове венцы — они сплели венец и возложили на Него. Не просто из какого-нибудь сена-соломы, чтобы Он был перед ними как чучело огородное, но из терния — чтобы колючки и шипы причиняли Ему боль. Подданные окружают царей возгласами приветствий, и они приветствуют Его: «Радуйся, царь иудейский!» Цари держат скипетр в руке, и они дали Ему в правую руку трость. Они бьют Его по голове этой тростью. Подданные, когда присягают на верность своему властителю, поцелуем запечатлевают свою присягу. Они вместо этого плюют на Христа. Но был и поцелуй — поцелуй Иуды, ближайшего из учеников. Перед царями становятся на колени, кланяясь им. И это они обратили в шутовство. Становясь на колени, они кланялись Ему. Они делали это с хохотом, и у других вызывали хохот. Такому поруганию Господь подвергся, будучи не в Своих одеждах, а в чужих, в знамение того, говорят святые отцы, что Он страдает не за Свои грехи. Преступление было нашим, каждого из нас, а позору за преступление подвергли Его.

Как мы кланяемся Христу? Кто внешне преклоняет перед Ним колена, но не преклоняет перед Ним колена сердца своего, по слову молитвы, оскорбляет Его, подобно тем людям. Это оскорбление может быть на разных уровнях, но оно всегда — участие в том поругании, которому подвергся Господь. Все, что связано со Христом в час Его Страстей, раскроется до конца во времена пришествия антихриста —торжеством зла в мире. И сегодня мы можем видеть, что те, кто презирает власть Господа Иисуса Христа, утверждая, что теперь их время, их власть, делают то же самое.

После Воскресения Христова, диавол ничего не может сделать Господу, и всю свою ненависть обращает на тех, кто Христов. История рода человеческого существует для того, чтобы зло в конце концов раскрылось до конца и чтобы наше участие в победе Христовой было подлинным противостоянием всему злу, действующему в мире.

Какое осквернение святыни было явлено в недавние годы гонений, когда разрушали храмы, уничтожали иконы, расстреливали священников, и какие кощунства, напоминающие только то, что происходило со Христом, совершались тогда (и снова начинают совершаться) в нашей стране! Мы сейчас узнаём много о новых мучениках и исповедниках Российских. Вот рассказ одного человека, который знойным летом в тридцатых годах в Сибири увидел шестьдесят человек, истощенных, измученных голодом и тяжкими трудами. Это были священники. Среди лета их заставили тащить на себе сани, нагруженные человеческими экскрементами. Потом им приказали вырыть огромную яму, и стали спрашивать по одному: «Так ты говоришь, есть Бог?» — «Есть», — отвечал осужденный. Раздавался выстрел, и он падал в могилу. Очередь доходила до следующего. «Есть Бог?» — «Есть», — и снова раздавался выстрел. И так все шестьдесят священников приняли страдание за Христа. Такое страдание приняли все, кто достиг святости. Весь бесчисленный сонм новых мучеников и исповедников — в ряду омывших свои одежды Кровью Агнца.

То зло, которое уже раскрылось в годы недавних гонений, раскроется на новой глубине, говорит Писание, потому что грех без покаяния умножается в мире. И самое страшное — то поругание святыни, которое будет происходить в самые последние дни. Когда «человек беззакония», по слову апостола Павла, сядет в храме Божием, выдавая себя за Бога.

Так непостижимо страшно раскроется зло, которое победил до конца наш Господь. Чтобы мы научились видеть то, что происходит, не умаляя ни в чем это зло, — не умаляя ни в чем победу Божию, участвовать в которой все мы призваны. Дай Господь нам, когда спросят нас, есть ли Бог — даже если это будет перед вырытой для нас могилой, — сподобиться милости засвидетельствовать истину, которой жив мир. И во всех испытаниях нашей жизни, какие бы они ни были, да не смущается сердце наше при виде сегодняшнего зла. Это агония сатаны. Чем больше возрастает в мире зло, тем яснее проступает над ним Крест Христов как знамение Второго и славного Его Пришествия. Трепещет ад и трясется, не терпя видеть силы Крестной, но всякий, кто носит крестильный крестик, должен всегда помнить, к воинству какого Царя он принадлежит. Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов
www.pravoslavie.ru

  • Темы
  • Комментарии (0)
  • Оставить комментарий